Пятница, 24.11.2017, 08:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Ноябрь » 6 » "Все дело за автоматикой"
Гипермаркет Аренды Недвижимости OPENh.RU
18:36
"Все дело за автоматикой"

«Лента.ру» узнала о правилах самоликвидации аварийных ракет-носителей

Частный космический перевозчик Orbital Sciences Corporation 5 ноября 2014 года распространил заявление, в котором причиной аварии Antares предварительно назвал поломку двигателя. Ранее вице-президент этой компании Баррон Бенески (Barron Beneski) сообщил, что операторы его фирмы сами взорвали ракету через несколько секунд после старта из-за выявившихся неполадок, чтобы обезопасить близлежащие населенные пункты.

«Лента.ру» решила поговорить о практике самоликвидации ракет в случае угрозы падения с Юрием Власовым, заместителем генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) по проектам и программам.

Насколько распространена практика подрыва аварийных ракет в космических запусках?

Юрий Власов: В ракетных комплексах других стран есть «красная кнопка» и оператор, который должен ее нажать. Кстати, по просьбе французской стороны, мы поставили подобную систему на комплекс ракеты-носителя «Союз-СТ», стартующей с космодрома Куру. На отечественных ракетных комплексах этот вопрос давно решает автоматика системы управления ракетой.

Были ли подобные случае при запуске российских ракет?

Да, были, но, как я уже сказал, при возникновении нештатной ситуации срабатывала команда на автоматическое выключение двигателей. С момента отрыва ракеты-носителя от стартового стола до отделения разгонного блока автоматика контролирует массу параметров движения и работы систем и агрегатов. Если возникают серьезные изменения в работе ракеты-носителя или ракета отклоняется от заданной траектории, система управления выдает команду на автоматическое выключение двигателей.

Кто принимает решение о подрыве ракеты?

Как вы понимаете, в случае отключения двигателей взрыва не происходит. Ракета-носитель летит по инерции еще какое-то время, затем падает. Чтобы избежать риска повреждения зданий и угрозы жизни людей, полеты совершаются только над незаселенными территориями.

Каков порядок действий российских операторов в случае обнаружения неполадок в запуске ракеты-носителя космического назначения?

После команды «старт» управление ракетой-носителем полностью переходит в автоматический режим. Дальше все дело за автоматикой. Множество испытаний и практика аварийных ситуаций показывают значительное превышение временных и вероятностных характеристик автоматики над реакцией человека. Время развития аварийной ситуации порой составляет доли секунды, и только автоматика может принять единственно правильные технические решения. Человек просто физически не способен реагировать с такой скоростью.

В какой момент становится ясно, что с ракетой что-то не так?

Когда телеметрические данные с ракеты-носителя не совпадают с полетным заданием.

На каком этапе принимается решение о подрыве ракеты? Ее же безопаснее взорвать в воздухе на некотором расстоянии от космодрома?

Конечно, повреждения стартового стола и инфраструктуры стартовой площадки могут быть очень серьезными в случае взрыва или падения ракеты на первых секундах полета. В российских ракетах-носителях применяется автоматическая система увода неисправной ракеты в сторону от стартового стола, что позволяет избежать разрушения инфраструктуры космодрома.

: Наука и технологии | : 473 | : Sasha_Krivenko
Рейтинг:

Похожие материалы:

---
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]